Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ Образец титульного листа и последней страницы рабочей программы Смотреть... 1. Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении. Рабочая программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственноосуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам.Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую. Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 2. Рабочие программы по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана. Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа - это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. К рабочим программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана, относятся: Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа - это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебногопредмета, курса, дисциплины (модуля). Программы, составленные учителем или коллективом учителей.В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу: авторские программы и примерные программы по данному предмету (в данном случае примерные программы являются обязательным документом - ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ).Составитель рабочей программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал погодам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся. Рабочие программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования.Рабочие программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, его статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов. 3. Структура рабочей программы. Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: -титульный лист; -пояснительная записка; -основное содержание; -требования к уровню подготовки обучающихся (в соответствии с новыми ФГОС - требования к планируемым результатам изучения программы); -календарно-тематическое планирование; -перечень учебно-методического обеспечения. Титульный лист. Титульный лист рабочей программы должен содержать: -наименование общеобразовательного учреждения; -название курса, для изучения которого написана программа; -уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета); -указание параллели, класса, в котором изучается курс; -фамилию, имя, отчество учителя - составителя рабочей программы; -гриф утверждения программы; -год составления программы. Пояснительная записка.Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы: определить цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения; дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности реализации в конкретном общеобразовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень краткой. Основное содержание программы.Этот раздел включают в рабочую программу, если: в авторскую программу (рабочую программу авторов учебника) обоснованно внесены значительные изменения; авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету и авторскому учебно-методическому комплекту или учебнику; авторская программа и учебно-методический комплект отсутствуют, а рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по дополнительным образовательным предметам, элективным и факультативным курсам).В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.Если произведенные изменения не затрагивают существенным образом структуру авторской программы, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, введенные в авторскую программу, с указанием их места в авторской программе, не переписывая полностью ее текст. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа!!!) Требования к уровню подготовки обучающихся (требования к планируемым результатам изучения программы).Требования к уровню подготовки учащихся проектируются с учетом и на основе государственных образовательных стандартов. Они формулируются по трем основным составляющим: учащиеся должны знать..., уметь... и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Государственный образовательный стандарт и примерные программы по ряду предметов дают характеристику требований к уровню подготовки учащихся на момент окончания определенной ступени образования. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом!!!). Календарно-тематическое планирование (КТП) |
ФОРМА КТП №1
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Тема урока | 01.09. |
|
2 | Тема урока |
|
|
3 |
|
|
|
| Итого: | ** часов | ** часов |
Обращаем внимание на то, что примерные и рабочие программы в соответствии с новым ФГОС НОО в структуре календарно-тематического планирования содержат информацию о характеристике основных видов деятельности ученика.
ФОРМА КТП №2.
№ урока | Тема урока | Характеристика УУД по теме | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Тема урока |
| 01.09. |
|
2 | Тема урока |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
| Итого: |
| ** часов | ** часов |
**Указывается количество часов по плану и по факту (могут быть расхождения). Количество уроков по факту должно совпадать с классным журналом.
4.Перечень учебно-методического обеспечения.
Перечень учебно-методического обеспечения, являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.
Экспертиза РП
На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000.
Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет ее соответствия учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись). Расшифровка подписи. Дата.
После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись). Расшифровка подписи. Дата.
Образец титульного листа и последней страницы рабочей программы Смотреть... |
Новости
10.10.23
Мы переехали на новый сайт
06.10.23
День учителя
02.09.23
Здравствуй, школа!
23.04.23
День Здоровья
13.04.23
Уроки нравственности
Израиль глазами детей
Израиль
Наши гости
Поиск
Интересные факты
Израиль считается одной из самых развитых стран в Юго-Западной Азии по экономическому и индустриальному развитию. Страна занимает 29-ю позицию в рейтинге Всемирного банка «Лёгкость ведения бизнеса» и в рейтинге Всемирного экономического форума «Мировая конкурентоспособность». В опубликованном 26 июня 2008 года рейтинге «лучших стран для ведения бизнеса», составленным журналом Forbes, Израиль был помещён на 16-е место в мире.
Школа при Посольстве России в Израиле - Все права защищены - LSm©